Центр современной скульптуры и дизайна

Ц
е
н
т
р
с
о
в
р
е
м
е
н
н
о
й
С
к
у
л
ь
п
т
у
р
ы
и
д
и
з
а
й
н
а
en
en

Главный заяц страны

Розовый заяц Ольги Муравиной.

 

«Розового зайца» и «Синюю птицу» Ольги Муравиной в этом году, по самым скромным оценкам, увидели более семисот тысяч человек. Публика их очень полюбила, а зайца даже назвали «Главным зайцем страны». Именно о нём хотелось рассказать поподробнее.
Казалось бы, всё предельно ясно и тут нечего добавить. И действительно огромное количество людей сразу поняли правильно ту эмоцию, тот посыл, который заложен в работе. Это громогласный гимн большому, чистому, детскому. Тому огромному чувству волшебства, удивления, открытости и доверия, которое буквально распирало детское сердце и которое люди задавливают в себе всю жизнь, пытаясь приспособиться к взрослому миру. Это чувство, этот образ, достоин быть огромным потому, что такова его суть.
И всё же я позволю себе прокомментировать и дораскрыть идею произведения, чтобы донести её до тех, кто привык воспринимать искусство не сердцем, а головой. Розовый заяц это совсем не то, что можно встретить в произведениях того же поп-арта. Это не формальный символ, не идол, не атрибут какой-то субкультуры, не констатация и не архитипизация. Глядя на Розового Зайца мы испытываем не однозначные эмоции. При очевидной позитивности образа мы считываем в нём растерянность, и даже грусть. Он как будто не совсем понимает, где он. Выйдя из какого-то идеального и доброго мира, где все открыты и рады друг другу, он как будто оказался в чужом мире, где нет той привычной и естественной ответной реакции на улыбку, на доброе слово, на протянутую руку или раскрытые объятия. Где люди проходят  мимо друг друга как тени. Серый угрюмый мир призраков, погружённых в свои проблемы, потерявших себя и забывших о своём лучезарном внутреннем ребёнке. Но вдруг, мы замечаем, что это не так, что глядя на него, у многих взгляд оживляется, появляется улыбка умиления, и лица начинают светиться и пробуждаться ото сна. Им как будто хочется оправдать его ожидания, что всё не так плохо, что мы живые и способные на ответное чувство. Розовый заяц, это провакационный призыв. Призыв к добру, открытости и отзывчивости. И, конечно, это магия одушевления, так свойственная творчеству Ольги Муравиной. Да, именно так ребёнок одушевляет свои игрушки, придаёт им характерные черты, разговаривает с ними и заботится о них. Они становятся живее любого живого существа. Они становятся реальными друзьями, заполняя тот вакуум доверия и открытости, который возникает при общении с людьми. Ребёнок компенсирует нехватку чего-то жизненно важного, наделяет этими качествами своего игрушечного друга, коррелируя возникающий дисбаланс в отношениях с внешним миром. Поэтому игрушка становится личным психологом, доверенным лицом, духовником ребёнка. Но что происходит дальше, человек со временем взрослеет и отказывается от этих друзей. Он вроде как становится сильнее и самостоятельнее, но на деле загоняет проблемы вглубь. Он не находит баланс и гармонию, не находит ответов, не находит замены своим игрушкам в реальной жизни, но продолжает жить без них. В чём же смысл работы, в том чтобы, если не вернуть, то хотя бы напомнить это чувство доверия и открытости. Розовый заяц светится добром, у него распахнуты ручки, и он готов принять в свои объятия всех без исключения. Его любви хватит на всех. В итоге мы приходим к адаптированному образу Бога. Да, именно, всех любящего и всех прощающего. Он такой большой и открытый и ему некого боятся, и при этом он способен вызвать чувство ответного добра, умиления и любви и всего самого лучшего, что есть в человеке. Он пробуждает те забытые детские эмоции, какие ребёнок испытывал к своим игрушечным друзьям. Он побуждает расслабиться, открыться и отдаться ответному чувству. Он говорит о том, что все мы, кем бы мы не хотели казаться, по сути, остаёмся детьми, чистыми и прекрасными.
И напоследок про глаза, да это тоже не случайно. Это отсыл к волшебству и загадкам, к «секретикам», калейдоскопам, ёлочным украшениям. У этих глаз есть глубина, космос. Они интригуют и приглашают в другой мир, мир фантазий, который всегда остаётся рядом с нами, внутри нас и вокруг нас. Стоит лишь чуть-чуть изменить отношение к жизни, чуть перенастроить оптику, и наши глаза тоже обретут это волшебство, и станут излучать это сияние.

Сергей Соболев.